Главная / Автотранспортные споры / Как вернуть автомобиль в автосалон

Как вернуть автомобиль в автосалон

Вы можете требовать от продавца замены автомобиля, если в течение гарантийного срока повторно после ее устранения проявляется одна и та же неисправность. При этом не имеет значения возможность ее исправления, соразмерность расходов и временных затрат, а также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этой неисправности.

Верховный суд встал на сторону потребителя, несмотря на то, что три предыдущие судебные инстанции выносили противоположные судебные постановления.

Суть дела сводилась к следующему. Покупатель обратился с иском к автосалону, указав, что между сторонами заключен договор купли-продажи автомобиля. На автомобиль установлен гарантийный срок, во время которого покупатель неоднократно обращался к официальному дилеру по вопросу устранения различных недостатков, в том числе связанных с нарушением целостности покрытия обшивки водительского сиденья, проявившимся повторно. Претензия с требованием о замене автомобиля на аналогичный оставлена ответчиком без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о замене товара и возмещении убытков, а также о взыскании неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что хотя заявленный недостаток в виде нарушения целостности покрытия обшивки водительского сиденья действительно имеет место и проявился вновь после его устранения, однако этот недостаток не является неустранимым и не влечет недопустимость использования автомобиля. Также суд указал, что в ходе рассмотрения дела не установлена невозможность использования технически сложного товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

С выводами суда первой инстанции согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.

По договору купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 924 легковые автомобили отнесены к технически сложным товарам.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17 разъяснено, что исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 названного закона, следует понимать, в частности, недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Из анализа действующих правовых норм суд сделал вывод, что наличие в товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока после проведения мероприятий по его устранению, является самостоятельным основанием для удовлетворения требования о его замене на аналогичный товар. При этом не имеют правового значения возможность устранения такого недостатка, соразмерность расходов на его устранение исходя из цены на технически сложный товар, незначительные временные затраты на устранение недостатка, а также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этом недостатке.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 11 апреля 2023 г. № 8-КГ23-2-К2.)

Обязательно посмотрите разделы: «Автотранспортные споры» и «Защита прав потребителей».

Записаться на прием к адвокату по автомобильным делам вы можете здесь.

Теги: как вернуть автомобиль официальному дилеру, вернуть купленный автомобиль продавцу, возвратить приобретенный автомобиль автосалону, как расторгнуть договор купли-продажи и возвратить купленный автомобиль, иск о возврате автомобиля, решение суда о возврате автомобиля дилеру, вернуть авто автосалону, можно ли вернуть машину в автосалон, потребитель вернул автомобиль в автосалон