Рассмотрение дела в ГИБДД


адвокат юрист по ОСАГО ДТП ГАИ ГИБДД, лучший адвокат по авто в Санкт-Петербурге, СПб Результат рассмотрения дела зависит от правильности ваших действий на месте ДТП. Но не в меньшей степени суровость возможного наказания зависит от правильности вашего поведения при рассмотрении дела в органах ГИБДД.


 

автоадвокат Действия на месте ДТП
автоадвокат Рассмотрение дела в ГАИ
автоадвокат Уголовное дела по ДТП
автоадвокат Возмещение ущерба в суде:
 

 

автоадвокат

немного теории

автоадвокат

первые действия истца

автоадвокат

предъявление иска и меры по его обеспечению

автоадвокат

работа в судебном процессе

автоадвокат

обжалование решения суда

 

После оформления ДТП на месте происшествия, материалы передаются в отдел дознания ГАИ (ГИБДД), где начинается следующая стадия административного процесса - рассмотрение материала в органах внутренних дел (так называемый, "разбор").

ГАИ как административный орган рассматривает только вопросы виновности водителя в ДТП и его ответственности, но никак не вопросы возмещения ущерба. Материальные претензии стороны могут урегулировать в гражданском судопроизводстве, однако в основу судебного решения часто ложится постановление органа внутренних дел о виновности одного из водителей. Следовательно, от того, насколько законным и обоснованным будет это постановление, в значительной степени зависит ваше материальное благополучие, не говоря уже о перспективе административного наказания.

Отсюда ясно, что нужно активно и грамотно участвовать в разбирательстве дела, а для этого просто необходимо знать свои права и обязанности. Это в равной степени касается и виновного водителя, и потерпевшего, тем более что их процессуальные полномочия практически одинаковы. Они вправе:

 - знакомиться с материалами дела,
 - давать объяснения,
 - представлять доказательства, заявлять ходатайства,
 - выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика,
 - обжаловать постановление по делу.

Еще одно неотъемлемое право - пользоваться правовой помощью адвоката. Адвокат допускается в дело уже на начальном этапе и имеет большие полномочия по защите ваших интересов, причем он может работать как на стороне виновного, так и на стороне потерпевшего. Не стоит пренебрегать правовой помощью, особенно если ваша вина в ДТП не очевидна, помните, что вам противостоит профессиональный юрист – сотрудник милиции, знающий все тонкости административного производства.

Если же вы решили положиться на собственные силы, то первое, что вам следует сделать, – выработать линию защиты, то есть в спокойной обстановке проанализировать все произошедшее, вспомнить все свои действия и действия другого водителя, перечитать Правила дорожного движения и решить, какие аргументы выдвигать в доказательство своей невиновности. Этой линии следует придерживаться в ходе всего рассмотрения дела, начиная уже с дачи объяснений. Кстати, из этих соображений лучше всего отказаться от объяснений непосредственно на месте аварии или в тот же день в помещении отдела ГАИ. Стресс и волнение - не лучшие советчики, поэтому сошлитесь на плохое самочувствие или на статью 51 Конституции РФ и предложите вызвать вас для дачи объяснений в другой день.

Справка
Статья 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников...»
Конституция – документ прямого действия, то есть ее нормы не нуждаются в подтверждении или конкретизации никакими другими законами и подзаконными актами.


Следующий шаг - ознакомление с материалами дела. Как правило, его объем невелик и время, потраченное на внимательное прочтение этих нескольких страничек, в дальнейшем с лихвой окупится. Для начала проверьте, были ли вообще основания для возбуждения административного производства. Возможно, по этому факту другой орган милиции уже прекращал дело, а может быть, с момента аварии прошло более двух месяцев и истек срок давности привлечения к ответственности. Все эти случаи исключают административное производство и, следовательно, наказание.

Ваша вина в совершении ДТП устанавливается на основе имеющихся в деле доказательств. Это могут быть протоколы, составленные на месте происшествия, показания свидетелей и потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства. Если какого-то протокола, акта или другого документа нет в деле, никто не вправе обвинять вас, ссылаясь на него. Более того, имеют юридическую силу только те документы, которые правильно оформлены. К примеру, протокол осмотра, подписанный только одним понятым вместо двух, должен быть исключен из числа доказательств, а значит, на него нельзя ссылаться в подтверждение вашей вины. Аналогичная судьба должна постичь и протокол допроса свидетеля, не имеющий, к примеру, даты составления или подписи самого свидетеля.

Если потребуется, вы можете заявить ходатайство о назначении экспертизы, приобщении к делу нужных документов или вызове лиц, способных пролить свет на случившееся. Все это стоит делать, если в материалах упущены какие-то факты, важные для вашей защиты, скажем, не допрошены свидетели, не исследованы изъятые осколки, не затребованы справки о состоянии освещения, дорожного покрытия и т.п. На практике грамотные и обоснованные ходатайства всегда удовлетворяют, поскольку отсутствие в материалах важных доказательств – повод для отмены принятого по делу решения.

Теперь, зная какими доказательствами подтверждается ваша вина и выработав линию защиты, вы готовы к заключительному этапу административного производства – «разбору», то есть рассмотрению дела об административном правонарушении у должностного лица органа ГАИ.
 

Рассмотрение административного материала

Дело о ДТП должно быть рассмотрено в течение 15 дней с момента получения должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В начале «разбора» инспектор дознания должен представиться, объявить какое дело слушается и кто привлекается к административной ответственности. Затем он разъясняет присутствующим их права и оглашает протокол об административном правонарушении. Потом должны быть заслушаны лица, участвующие в рассмотрении дела, изучены доказательства и принято решение по заявленным ходатайствам. Признав, что материалы дела исследованы в полном объеме и вина нарушителя доказана, инспектор выносит постановление об административном правонарушении.

Так написано в законе. Но, к сожалению, эти процессуальные требования практически никогда не выполняются. Рассмотрение проходит скомкано, в течение 3-5 минут, никакие права водителю не разъясняются, никто его не заслушивает и, выйдя из кабинета инспектора, он не всегда понимает, что решение по делу уже принято и он признан виновным. А  ведь с этого момента начинает течь 10-дневный срок на обжалование, после чего постановление вступит в законную силу и потерпевший сможет с полным правом предъявить к виновному гражданский иск.

Поэтому при каждом вызове в ГАИ надо интересоваться темой предстоящего разговора и требовать от инспектора разъяснения ваших прав. Чтобы не наделать ошибок, лучше взять с собой адвоката или юриста, имеющего высшее образование (никого другого просто не допустят к участию в деле).

Давая объяснения на «разборе», надо коротко и четко изложить свой взгляд на причину ДТП и обязательно акцентировать внимание на доказательствах, подтверждающих каждое ваше слово. Нет смысла заискивать перед инспектором или делать намеки на вашу безграничную благодарность при положительном решении. Не стоит пускаться в отвлеченные рассуждения или пытаться выжать слезу из сурового милиционера рассказами о вашем материальном положении. Будь это сто раз правда, вам вряд ли поверят, а тем более, вряд ли примут все это во внимание при вынесении решения. Помните, что таких как вы перед инспектором за месяц проходят сотни и каждый второй рассказывает что-либо подобное.

Вполне может случиться, что ваши увещевания или железная логика не возымеют действия и инспектор признает вас виновником ДТП. Если ничего не предпринимать, вскоре это постановление вступит в законную силу, вам придется заплатить штраф, а потерпевший сможет в суде предъявить к вам материальные претензии.

Если вы не согласны с решением дознавателя, его можно обжаловать начальнику органа ГИБДД или в суд. Жалоба пишется в произвольной форме, однако в ней следует подробно изложить все обстоятельства ДТП, привести доказательства, оправдывающие вас или смягчающие вашу вину, и просить либо отменить вынесенное постановление, либо изменить его, уменьшив наказание. Подать жалобу можно или лично инспектору, вынесшему постановление, или в канцелярию органа ГИБДД.
По закону жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента поступления, однако этот срок практически никогда не соблюдается.
Если и обжалование не принесет желаемого результата, можно написать заявление в районную прокуратуру, доказав, что постановление, признающее вас виновным в ДТП, не соответствует требованиям закона. Если это подтвердится в ходе прокурорской проверки, постановление будет отменено.

Вполне возможно, что все ваши усилия окажутся тщетными и первоначальное решение инспектора останется в силе. В этом случае стоит готовиться к работе в суде с тем, чтобы свести к минимуму возмещение ущерба, которое вам предстоит выплатить потерпевшему.
 

Ищите грамотного адвоката по автотранспортным делам? Мы написали для вас подробную инструкцию, вот она: читать.

Мы старались.
Поделитесь информацией с друзьями!
Теги:
как вести себя с гибдд, как вести себя с сотрудниками гибдд, как вести себя с инспектором гибдд, как вести себя в гибдд при разборе